Решение задач по химии складывается из многих составляющих: сюда относится и знание основ естественно-математических наук и наличие логического мышления, и способность образно представить задачу.
Собственно химического содержания в "химических" задачах обычно немного.
В пределе можно представить два основных способа решения расчетных задач по химии: алгебраический, с помощью расчетных формул, и наглядно логический, посредством образно-логических рассуждений по условию задачи.
Алгоритм алгебраического способа:
Определить основную расчетную формулу ⇒ подставить известные величины ⇒ определить расчетную формулу для неизвестных величин ⇒ подставить значения по восходящей "лестнице формул" (решить задачу)
Алгоритм наглядно-логического способа:
Нарисовать задачу ⇒ увидеть ее ⇒ понять условие ⇒ решить задачу
[Белан Н.А. Подготовка учащихся к олимпиаде по химии:методические рекомендации, справочные и дидактические материалы:учебно-методическое пособие/Н.А. Белан.-Омск:БОУДПО "ИРООО",2009]
Очевидно, что второй способ требует развитой математической логики.
Решим типичную задачу на растворы, используя оба способа решения
Условие:
Какую массу медного купороса CuSO4·5H2O и воды надо взять для приготовления раствора сульфата меди (II) массой 40г с массовой долей CuSO4 5%?
Способ 1:
ωр-ра= mв-ва/mр-ра= mв-ва/(mв-ва+ mH2O)
Однако в условии дана концентрация раствора сульфата меди, но не медного купороса. Следовательно по имеющимся данным мы можем рассчитать только массу сульфата меди
0,05 = mCuSO4/40, отсюда mCuSO4 = 0,8г
Сульфат меди содержится в медном купоросе, причем ωCuSO4= MCuSO4/MCuSO4·5H2O = mCuSO4/mCuSO4·5H2O.
Отсюда 160/250 = 0,8/mCuSO4·5H2O, откуда mCuSO4·5H2O = 1,25г
Раствор состоял только из купороса и воды, поэтому mр-ра= mв-ва + mH2O, 40 = 1,25 + mH2O, откуда mH2O = 38,75г
Ответ: mCuSO4·5H2O = 1,25г; mH2O = 38,75г
Способ 2:
[Источник см.выше] К.г.- кристаллогидрат - медный купорос.
То есть решение по сути аналогичное, но выполненное рисунком. Также учитывается одновременное добавление соли и воды в раствор при добавлении медного купороса. Однако вместо решения по формулам используются пропорции.
Фактически совершенно отделить один способ решения от другого невозможно, в химических задачах обычно комбинируются оба с целью рационализации решения. И пропорции являются излюбленным средством решения расчетных задач по химии, поэтому не лишним будет вспомнить их свойства из курса математики основной школы.
Недостатки и достоинства обоих способов заключаются в следующем: в первом способе возможно дойти до решения автоматически, не задумываясь о сути происходящих явлений, что как раз и может спровоцировать ошибку. (Например если бы мы сразу начали расчет массы медного купороса по концентрации сульфата меди). Во втором способе неумение логически правильно составить пропорциональные отношения приводит к совершенно невероятным ответам.
Так что оптимальный способ решения, видимо, где-то посередине.
Дерзайте. |